Пропорции адмиралтейского якоря
Преимущество адмиралтейского якоря состоит в том, что он обеспечивает хорошее сцепление на различных типах грунта. Это одна из немногих моделей якорей, рога которых могут проникать сквозь слой придонных водорослей и надежно закреплять конструкцию на грунте. На практике постановка судна на якорь в водоемах, заросших бурыми водорослями, всегда связана с определенны риском. На приведенном ниже графике показаны пропорции адмиралтейского якоря, обеспечивающие максимальное сцепление. Важно чтобы лапы якоря были острыми, а веретено надежно соединялось с рогами для обеспечения необходимой прочности. |
Пропорции якоря Дэнфорта
На схемах показаны типовые размеры якоря Дэнфорта, широко применяемого на практике. Не следует допускать значительного отклонения от рекомендованных пропорций. Размеры и вес якоря Дэнфорта
|
Якорь-плуг
Якорь-плуг иногда оставляют подве-шенным на носовом роульсе, когда судно выходит в море. Для крепления якоря используется не менее трех прочных канатов: два удерживают веретено, а третий блокирует движение плуга при сильной качке. Эти канаты необходимы даже когда якорная цепь туго затянута лебедкой. Чтобы острый конец плуга, подве-шенного на носовом роульсе якоря, не повреждал корпус судна, возможно, потребуется установить на голове форштевня пластины из нержавеющей стали. |
Размеры якоря-плуга
Размеры, мм | ||||||||||||||
Вес, кг | A | B | C | D | J | F | G | H | I | J | K | L | M | N, диаметр |
7 | 337 | 235 | 692 | 273 | 457 | 22 | 14 | 33 | 57 | 565 | 50 | 305 | 121 | 67 |
9 | 357 | 270 | 803 | 314 | 533 | 28 | 16 | 44 | 60 | 660 | 50 | 368 | 152 | 76 |
11 | 419 | 305 | 857 | 343 | 559 | 32 | 16 | 48 | 65 | 689 | 50 | 381 | 159 | 79 |
16 | 464 | 349 | 965 | 356 | 635 | 35 | 21 | 57 | 76 | 775 | 50 | 445 | 178 | 82 |
20 | 508 | 381 | 1029 | 371 | 676 | 38 | 25 | 60 | 83 | 819 | 64 | 470 | 191 | 89 |
27 | 559 | 419 | 1156 | 406 | 765 | 41 | 25 | 70 | 89 | 914 | 64 | 533 | 210 | 102 |
34 | 603 | 451 | 1235 | 441 | 825 | 44 | 25 | 76 | 95 | 971 | 70 | 572 | 229 | 113 |
48 | 690 | 485 | 1152 | 396 | 660 | 47 | 30 | 114 | 120 | 838 | 70 | 495 | 208 | 66 |
64 | 763 | 537 | 1274 | 438 | 730 | 52 | 33 | 126 | 128 | 927 | 70 | 548 | 230 | 73 |
80 | 826 | 582 | 1379 | 474 | 790 | 56 | 36 | 137 | 138 | 1003 | 70 | 593 | 248 | 79 |
110 | 910 | 641 | 1519 | 522 | 870 | 62 | 40 | 151 | 146 | 1105 | 83 | 653 | 273 | 87 |
135 | 983 | 693 | 1641 | 564 | 940 | 67 | 43 | 163 | 154 | 1194 | 83 | 705 | 296 | 94 |
180 | 1079 | 763 | 1801 | 619 | 1032 | 74 | 47 | 179 | 164 | 1310 | 92 | 774 | 325 | 104 |
225 | 1157 | 825 | 2054 | 665 | 1112 | 79 | 49 | 186 | 174 | 1421 | 102 | 834 | 348 | 110 |
270 | 1236 | 870 | 2063 | 709 | 1118 | 84 | 54 | 205 | 184 | 1501 | 104 | 887 | 372 | 118 |
Якоря Delta
Преимуществами якорей Delta явля-ются высокая удерживающая сила, отсутст-вие подвижных частей и возможность автоматического подъема и спуска на носо-вом роульсе. Автоматический подъем и спуск обеспечиваются двумя специаль-ными изгибами веретена. |
Размеры и веc якоря Delta
Вес якоря, кг | 4 | 6 | 10 | 16 | 25 | 40 |
Размеры, мм | ||||||
A | 512 | 607 | 708 | 828 | 961 | 1025 |
B | 201 | 231 | 270 | 315 | 366 | 393 |
C | 224 | 254 | 296 | 347 | 402 | 455 |
D | 196 | 219 | 256 | 299 | 347 | 382 |
E | 387 | 450 | 525 | 614 | 712 | 777 |
F | 64 | 69 | 80 | 94 | 109 | 124 |
G | 35 | 25 | 42 | 42 | 48 | 48 |
H | 16 | 16 | 19 | 19 | 24 | 24 |
I | 217 | 247 | 289 | 337 | 392 | 420 |
Размеры якорных канатов и швартовых тросов
- Якорные тросы изготавливаются из полиамидного волокна (нейлона) или полиэстера (Terylene/Dacron).
- Швартовые тросы изготавливаются из того же материала или из полипропилена (Courlene и т. п.)
- Канаты характеризуются их диаметром, а цепи — калибром.
- Канаты и тросы должны быть защищены от перетирания на носовом шкиве.
- Для якоря никогда не используйте плавучие тросы (например, из полипропилена).
Полная длина яхты | до 5.5 м | 5.5 — 7.3 м | 7.3 — 9 м | 9 — 11 м | 11 — 13.5 м | 13.5 — 16 м |
Водоизмещение | Прогулочные лодки и шлюпки | 2 — 4 т. | 4 — 8 т. | 8 — 12 т. | 12 — 18 т. | 13 — 30 т. |
Якорный канат с короткой цепью | 30 м плетеного каната (Ø 10 мм) и 5 м цепи (Ø 5 мм) | 42 м плетеного каната (Ø 13 мм) и 5 м цепи (Ø 6.5 мм) | 55 м 3-прядного каната (Ø 13 мм) и 5 м цепи (Ø 8 мм) | 70 м 3-прядного каната (Ø 16 мм) и 7 м цепи (Ø 10 мм) | 90 м 3-прядного каната (Ø 16 мм) и 7 м цепи (Ø 11 мм) | 120 м 3-прядного каната (Ø 19 мм) и 7 м цепи (Ø 13 мм) |
Швартовые тросы, 3-прядные или плетеные | 2, 3 или 4 длиной по 9 м (Ø 10 мм) каждый | 3 или 4 длиной по 14 м (Ø 11 мм) каждый | 4 длиной по 18 м (Ø 13 мм) каждый | 4 длиной по 23 м (Ø 13 мм) каждый | 4 или 5 длиной по 27 м (Ø 16 мм) каждый | 5 или 6 длиной по 30 м (Ø 19 мм) каждый |
Зависимость веса якоря от длины и типа судна
- Рекомендуемые веса относятся к «патентованным» моделям якорей: Delta, Дэнфорта, Bruce, якори-плуги и т. п. Для адмиралтейского якоря вес следует увеличить на 20%.
- Рекомендуется использовать только протестированные якоря.
- Используемый во время гонок в закрытой акватории верп, не годится для постановки яхты на якорь в условиях штормовой погоды и в незащищенном месте.
- Яхта, отправляющаяся в дальний круиз, должна быть готовой противостоять урагану. В подобной ситуации некоторое увеличение размеров и веса якоря относительно рекомендованных значений способно иногда спасти судно.
Полная длина судна, м | 6 | 8 | 10 | 12 | 14 | 16 | 18 | 20 | 22 |
Вес якоря для гонок в закрытой акватории, кг | 1 x 5 | 1 x 7 | 1 x 9 | 1 x 14 | 1 x 18 | 1 x 29 | 1 x 36 | 1 x 23 1 x | 1 x 29 1 x 68 |
Вес якоря для прибрежных выходов, кг | 1 x 5 1 x 14 | 1 x 7 1 x 18 | 1 x 10 1 x 23 | 1 x 16 1 x 27 | 1 x 20 1 x 34 | 1 x 25 1 x 43 | 2 x 32 1 x 57 | 2 x 39 1 x 79 | 2 x 54 1 x 113 |
Вес якоря для дальних выходов, кг | 1 x 9 1 x 14 | 1 x 11 1 x 20 | 1 x 16 2 x 32 | 1 x 23 2 x 41 | 1 x 27 1 x 36 2 x 59 | 1 x 32 1 x 45 2 x 77 | 1 x 36 2 x 54 2 x 100 | 1 x 41 2 x 64 2 x 127 | 1 x 45 2 x 73 2 x 159 |